Коммуникация между пациентом и врачом – как ее наладить?

В своей психологической практике, в работе с онкологическими пациентами, я часто сталкиваюсь с тем, процесс лечения затрудняется некачественной, неэффективной коммуникацией между пациентом и врачом. И наоборот, я вижу, как добрые и открытые отношения способствуют процессу лечения, снижают тревогу, повышают приверженность лечению и улучшают состояние пациента.

Что же такое коммуникация? Это взаимодействие, общение, путь, соединение, целенаправленный двусторонний процесс передачи информации от одного человека к другому по разным каналам связи – слуховому, зрительному, тактильному. Эффективная коммуникация лежит в основе успешных отношений между врачом и пациентом, которые, в свою очередь, в немалой степени могут влиять на результат лечения.

Если она так важна, как ее построить?

В первую очередь, для эффективного взаимодействия важно намерение – обоюдное, доброе, терпеливое, заботливое. И это в равной степени относится как к врачу, так и к пациенту.

Далее важно, чтобы оба участника процесса коммуникации понимали, что у них общая цель – лечение пациента или поддержание качества его жизни; чтобы обе стороны договорились об общей системе знаков, посредством которой они общаются, и это не только слова, а также жесты, мимика, положения тела; чтобы и врач, и пациент осознавали, что этот процесс нелинейный, а скорее спиральный —  важно возвращаться и изучать информацию с разных точек зрения снова и снова с учетом обратной связи.

Узнайте больше об онкостраховании сейчас

    Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

    Взаимодействие врача и пациента часто дополняется еще одним участником этого коммуникационного процесса – это родственник пациента. И в этом случае задача врача правильно выстроить общение со всеми вовлеченными сторонами.

    Если в процессе взаимодействия врача и пациента были установлены партнерские отношения, в которых пациенту была предоставлена полная информация о его состоянии и природе его заболевания и о возможных путях его преодоления, то такое взаимодействие можно назвать успешным.

    В современных исследованиях основными барьерами, препятствующими установлению достаточно хороших отношений в паре врач-пациент, называются психологическое состояние пациента, переполненного тревогой и страхом за свое будущее, бремя ответственности врача, его физической и эмоциональной нагрузки и страха судебных разбирательств и часто нереалистичных ожиданий пациентов.

    При должном внимании и уважении к друг другу эти барьеры могут быть успешно преодолены. Помочь в этом могут 1) активное слушание 2) открытость и забота 3) фокус на ожиданиях собеседника 4) умение регулировать эмоциональное состояние пациента 5) умение просто и доходчиво разъяснить сложную медицинскую информацию 6) вовлечение пациента в процесс принятия решения 7) совместное обсуждение плана лечения.

    Нередко врачи избегают проявления своих тяжелых эмоций, замалчивают негативную информацию, не раскрывают информацию полностью, заменяя наполненное бессилием общение оформлением медицинского досье и оставляя пациента в тишине. Кажется, что это не лучшая тактика для углубления отношений врач-пациент. Она не способствует нормализации тяжелых чувств пациента и может приводить к выгоранию врачей. Однако и быть пациентом – это тоже искусство. Современная медицина достигла значительных успехов в лечении онкологических заболеваний. Но несмотря на это, важно понимать, что медицинская наука ограничена прежде всего возможностями человеческого организма. Независимо от широты научных познаний всегда остаются непознанные области. Медицина не сможет сделать жизнь человека бесконечной, не сможет предотвратить возрастное увядание организма, не сможет полностью ликвидировать последствия тяжелых травм, полученных в результате несчастных случаев, и не поможет навсегда избавиться от родовых дефектов. Быть ответственным пациентом, развивать в себе осознанное отношение к процессу лечения, быть открытым к новой информации, активно и доброжелательно взаимодействовать с лечащим врачом, искать поддержку, ресурсы как внутри себя, так и во вне – все это непременно будет хорошим подспорьем в борьбе с болезнью.

    Поделиться
    Отправить
    Вотсапнуть
    Запинить
    скопировать ссылку
    Юлия Донькина
    Автор статьи
    Юлия Донькина
    Онкопсихолог, консультант
    Вам может быть интересно
    Рак у женщин
    Рак у женщин
    Рак у мужчин
    Рак у мужчин
    Рак у детей
    Рак у детей
    Общие симптомы онкологии
    Общие симптомы онкологии
    Первые признаки рака
    Первые признаки рака

    Также читают

    Зачем нужно оформлять полис онкострахования?
    Полезная информация
    14.11.2023
    Опухоли головного мозга: как обнаружить и начать лечение?
    Блог
    06.11.2023
    Симптомы рака влагалища: как не пропустить болезнь
    Блог
    02.11.2023
    Рассылка

    Нет времени сейчас, но хотите разобраться в том, что такое «Страхование на случай Онкологии»?

    Подпишитесь на серию из 10 писем, в которой расскажем подробнее, как это работает и почему это важно.

      Отправляя форму вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности

      Видео об Онкострахование.ру





      Войти на сайт